Эпителиальный копчиковый ход

Эпителиальный копчиковый ход (ЭКХ) — это патология мягких тканей в области крестца, копчика, ягодиц; также известна под названиями «киста копчика», «копчиковая киста», «свищ копчика», «пилонидальный синус», «пилонидальная киста». Болезнь обычно начинается в возрасте до 30 лет, чаще встречается у мужчин, у людей с богатым волосяным покровом в области межъягодичной складки.

Хотя заболевание никак не связано с прямой кишкой, его диагностикой и лечением занимаются врачи-колопроктологи (проктологи).

В Международной классификации болезней десятого пересмотра (МКБ-10) эпителиальный копчиковый ход имеет коды L05.0 (Пилонидальная киста с абсцессом) и L05.9 (Пилонидальная киста без абсцесса).

Варианты хирургической помощи

Иссечение ЭКХ

Иссечение ЭКХ с ликвидацией кожных дефектов

Ликвидация ЭКХ методом синусэктомии

Избавьтесь от заболевания в

Колопроктология
SK16.02.001 Допплерконтролируемая дезатеризация внутренних геморроидальных узлов с мукопексией и лифтингом 1 категории сложности 82 800 р.
SK16.02.002 Иссечение свища 2 категории сложности 89 700 р.
SK16.02.003 Иссечение свища 3 категории сложности 110 400 р.
SK16.02.004 Иссечение свища 4 категории сложности 172 500 р.
SK16.02.005 Геморроидэктомия 1 категории сложности 80 500 р.
SK16.02.006 Геморроидэктомия аппаратом Ligasure 1 категории сложности 94 300 р.
SK16.02.007 Восстановление прямой кишки. Промежностная проктопластика 120 750 р.
SK16.02.008 Иссечение ректовагинального свища трансперинеальным доступом с раздельным ушиванием дефектов прямой кишки и влагалища, передняя леваторопластика 161 000 р.
SK16.02.009 Иссечение ректовагинального свища с ушиванием дефекта влагалища, низведение полнослойного лоскута прямой кишки 195 500 р.
SK16.02.010 Сфинктеропластика 195 500 р.
SK16.02.011 Сфинктеролеваторопластика 218 500 р.
SK16.02.012 Трансанальная слизисто-подслизистая резекция нижнеампулярного отдела прямой кишки (операция Лонго) 230 000 р.
SK16.02.013 Пластика ректовагинальной перегородки биоимплантом 172 500 р.

Как выглядит эпителиальный копчиковый ход

Суть ЭКХ в том, что в межъягодичной складке образуется подкожный канал, начинающийся слепо в подкожно-жировой клетчатке и открывающийся одним либо несколькими выходами на поверхность кожи. Стенки канала покрыты эпителием. ЭКХ никак не связан с прямой кишкой, крестцовым и копчиковым отделами позвоночника.

Причины появления патологии

Есть несколько теорий появления ЭКХ. Наиболее распространены две из них.

— Согласно одной из теорий (которой придерживаются в нашей стране), это врождённое заболевание. Предполагается, что ход формируется при развитии плода во время беременности, и ребёнок рождается с ним.

— По другой теории, один из волосков в межъягодичной складке начинает врастать внутрь мягких тканей, по направлению к копчику. Как следствие, образуется узкий тоннель, который изнутри выстилается эпителием и позднее превращается в эпителиальный копчиковый ход.

Помимо этих факторов к развитию острого воспаления ЭКХ могут приводить ушиб мягких тканей в области копчика или иная травма, гиподинамия, плохая гигиена.

Как развивается заболевание

Рассмотрим один из возможных вариантов развития патологии. Начало болезни чаще приходится на период полового созревания, когда усиливается работа потовых и сальных желёз, активно растут волосы. При этом имеющийся канал забивается частицами пота, отделяемым сальных желёз. Это приводит к тому, что в канале образуется замкнутое пространство, создаются благоприятные условия для размножения бактерий. Как следствие, ткани нагнаиваются. Кожа в этой области краснеет, иногда из отверстия начинает выделяться гной, также появляются другие симптомы.

Классификация копчиковой кисты

Различают неосложнённый ЭКХ (протекает бессимптомно) и осложнённый (с образованием воспалительной жидкости, гнойника и/или свищей). ЭКХ может находиться в стадии ремиссии и обострения.

Как проявляется ЭКХ — признаки и симптомы

Болезнь может протекать бессимптомно. Среди проявлений, которые могут обратить на себя внимание человека:

• дискомфорт, боли в области копчика;
  • малозаметные или явно заметные выделения;
  • покраснение, уплотнение кожи в области воспаления;
  • повышение температуры тела;
  • общая слабость, недомогание;
  • нарушение работоспособности.

Методы диагностики

Диагноз ставится при наличии симптомов. Доктор беседует с пациентом и осматривает его, в том числе область копчика и смежные области, также обязательно проводится пальцевое исследование прямой кишки.

Симптомы, которые встречаются при пилонидальной кисте, могут быть и при некоторых других заболеваниях. Если у хирурга есть обоснованные сомнения, он может использовать такие методы диагностики, как:

• УЗИ мягких тканей в крестцово-копчиковой области;
  • ректороманоскопия;
  • колоноскопия;
  • фистулография;
  • рентгенография крестцово-копчикового отдела позвоночника.

Спектр исследований определяется индивидуально, в зависимости от конкретной ситуации.

Лечение эпителиального копчикового хода

Тактику лечения при ЭКХ выбирают в зависимости от стадии процесса. Лечение может быть консервативным (безоперационным) и хирургическим. Радикальное лечение ЭКХ — только хирургическое. Острое воспаление требует срочной операции.

I.    Консервативное лечение. Назначают противовоспалительные и обезболивающие препараты. Обязательная гигиена и бритьё волос в межъягодичной области. Консервативное лечение может способствовать стиханию инфекционно-воспалительного процесса. Оно применяется в качестве подготовки к операции или при хроническом воспалении ЭКХ.

II.    Хирургическое лечение. Разработаны разные методы ликвидации ЭКХ. В их числе:

— Иссечение эпителиального копчикового хода. Наиболее благоприятно выполнять операцию при отсутствии инфекционно-воспалительного процесса, что снижает вероятность его последующего развития в ране.

При нагноении копчиковой кисты её вскрывают, очищают, устанавливают дренаж. После стихания воспаления эпителиальный копчиковый ход полностью иссекают: во время операции удаляют отверстия, кожу, подкожную клетчатку, имеющиеся ответвления.

— Удаление эпителиального копчикового хода методом лазерной деструкции. Это операция по «запаиванию» копчикового хода с помощью луча лазера. Выполняется на линейных/прямых (не разветвлённых) каналах.

Принцип хирургического вмешательства:

• Вокруг ЭКХ вводят местный анестетик или делают операцию под общим наркозом.
  • Разрезают кожу и удаляют все отверстия.
  • Промывают и выскабливают полость кисты, удаляя фрагменты омертвевших тканей, волос.
  • В подготовленный таким образом ход вводят световод и проводят его по всей длине свищевого хода.
  • По световоду пропускают лазерный луч и постепенно вытягивают световод из канала. По мере продвижения световода лазерное излучение на конце световода «запаивает» канал.

В послеоперационном периоде применяют различные лекарственные препараты, помогающие заживлению ран, уменьшающие болезненность, и т.д. Раны могут заживать от нескольких недель и до 2–4 месяцев. Подробнее о периоде реабилитации вам расскажут специалисты клиники.

Возможные осложнения

Если болезнь не лечить, она осложняется развитием гнойно-воспалительного процесса в мягких тканях области крестца и копчика. При этом появляются свищи, которые открываются в промежности, в паховых складках, между ягодицами, иногда на половых органах.

Также может появляться пиодермия.

Чтобы не допустить воспаления копчиковой кисты, следует:

• избегать травмирования и переохлаждения копчикового, крестцово-поясничного отделов позвоночника;
  • соблюдать гигиену: ежедневно тщательно мыть крестец, копчик и межъягодичную складку; при отрастании волос удалять их, особенно если они густые;
  • не медлить с хирургическим вмешательством, даже если киста не доставляет дискомфорта.

Лечение эпителиального копчикового хода в UNIКлиник

Врачи-колопроктологи Центра хирургии UNIКлиник имеют большой опыт в лечении ЭКХ. В нашей клинике выполняются все современные операции, позволяющие избавиться от этого недуга. Если вы столкнулись с такой проблемой, не откладывайте обращение к специалисту: чем раньше вы начнёте лечение, тем ниже будет вероятность развития осложнений и тем быстрее вы улучшите качество вашей жизни.

Записаться на консультацию и лечение вы можете через контакт-центр по номеру телефона +7 (495) 900-10-10, на сайте uniclinic.ru, в личном кабинете или непосредственно в клинике.